Всеобщая забастовка во Франции, многотысячные демонстрации в Италии,
уличные беспорядки в Греции — при внешней несхожести все эти события имеют
общие корни. Первопричина протестов — пенсионная реформа, точнее, увеличение
срока выхода на пенсию. Французы поставлены перед фактом повышения пенсионного
возраста на два года; в Италии он будет постепенно — с 2015 до 2050-го —
увеличен на три года; греки смогут уйти на пенсию не в 60 лет, а только в 65;
пенсии по возрасту в Греции уменьшаются примерно на 7%.
Аналогичные реформы — с увеличением трудового стажа и ограничением
пенсионных выплат — за последние 20 лет провели практически все развитые
страны. Если в 1945–1970 гг. (на которые пришелся расцвет солидарного
страхования) доходы пенсионеров росли, а средний пенсионный возраст в странах
ОЭСР сократился с 66 до 62 лет, то в последние полтора-два десятилетия процесс
пошел вспять. К примеру, сейчас в большинстве стран Евросоюза работники выходят
на пенсию в 65–67 лет, официально утвержденный Брюсселем новый ориентир
пенсионного возраста для государств ЕС — 70 лет.
Украина, в которой мужчины выходят на пенсию в 60, а женщины
— в 55 лет, неизбежно присоединится к европейскому тренду в ближайшие 2–3 года.
Но от краха отечественную пенсионную систему это не спасет.
Солидарная безответственность
Наиболее вероятный первый шаг нашей пенсионной реформы, уже согласованный с
МВФ, — повышение в 2011 году пенсионного возраста для женщин до «мужских» 60-ти
— на протяжении пяти лет позволит экономить в среднем до 4 млрд грн в год. Еще
одна мера, обсуждаемая в правительстве, — ограничение максимального размера
пенсионных выплат 10–12 минимальными пенсиями. Определенная логика в этом есть:
если во времена СССР самая большая пенсия превышала минимальную примерно в 8
раз, то сейчас — в 60–80. Правда, эффект от этого будет скорее популистским,
чем финансовым: таких пенсионеров немного, и введение «потолка» в 7–8 тыс. грн,
по данным ПФ, сэкономит фонду лишь 6–7 млн грн в год — ничтожно малую сумму по
сравнению с нынешним дефицитом в 60 млрд грн.
Впрочем, у государства есть возможности направить в ПФ куда более
существенные суммы. К примеру, отмена ограничения по максимальному платежу в ПФ
(сегодня отчисления платятся с суммы, не превышающей 15 прожиточных минимумов),
по данным Счетной палаты, может дать Пенсионному фонду около 6 млрд грн
ежегодно. Кроме того, в самом фонде подсчитали, что уплата полноразмерных
взносов по ставке 35,2% с доходов физлиц-предпринимателей дополнительно даст
5,3 млрд грн в год; отмена льгот для инвалидов может принести еще 2,1 млрд грн;
пенсионные платежи упрощенцев — около 1,5 млрд грн.
По отдельности каждый из дополнительных источников проблем фонда не решает,
но все вместе они дают почти 20 млрд грн ежегодно. Конечно, реальный эффект
будет в 1,5–2 раза меньше, чем рассчитывают в ПФ или Счетной палате: многие
предпринимателичастники уйдут в тень из-за сложностей с ведением отчетности,
большинству обладателей высоких зарплат заменят их бонусами, а упрощенцы станут
выплачивать зарплату в конвертах. Но даже 10–15 млрд грн вполне могут свести к
нулю дефицит ПФ за считанные годы, причем без всякой финансовой помощи из
госбюджета. Правда, такая идиллия будет продолжаться недолго.
В 2010–2016 гг. пенсионного возраста достигнет послевоенное поколение
беби-бумеров, и расходы ПФ будут увеличиваться в геометрической прогрессии —
даже при условии роста пенсий всего на 4% в год. По расчетам Национального
института стратегических исследований, с 2011 по 2016 год пенсионные выплаты
вырастут примерно на 20 млрд грн; с 2016 по 2021-й — почти на 50 млрд грн; с
2021 по 2026-й — на 75 млрд грн; с 2026 по 2031-й — почти на 100 млрд грн,
достигнув 400 млрд грн в год.
Почти троекратный рост пенсионных расходов — неподъемная ноша для украинской
экономики. Простой пример: для того чтобы сохранить хотя бы нынешнее положение
дел — с финансированием из бюджета почти 40% пенсионных расходов и выплатой
большинству пенсионеров пенсий, не дотягивающих даже до прожиточного минимума,
— отечественная экономика ежегодно должна расти на 8–10%.
Демографический крест
Проблемы украинской пенсионной системы принципиально ничем не отличаются от
проблем, с которыми столкнулись Франция, Германия, Греция, Италия или США. Все
эти страны строили солидарную систему пенсионного страхования — систему
«бисмарковского» типа, впервые введенную в Германии в 1889 году. Главная
особенность этой системы в том, что работающие оплачивают старость пенсионерам.
Но работать такая система может только при условии роста населения.
Появление солидарного страхования в большинстве развитых стран (конец XIX —
начало XX века) совпало с первой и второй стадиями демографического перехода —
периодом, когда смертность падала, рождаемость росла, а работающее население
значительно превышало число пенсионеров. Ставки пенсионных сборов были крайне
низки — к примеру, в США при введении солидарной системы в 1935 году пенсионные
платежи составляли лишь 3% зарплаты. В таком виде солидарное страхование
процветало примерно до конца 1960-х, когда стало ясно, что демографический
взрыв остался позади, а население будет только стареть. Интересно, что, по
мнению одного из авторов теории демографического перехода Френка Ноутстейна,
одной из причин падения рождаемости стала как раз система пенсионного
страхования: люди перестали быть кровно заинтересованы в наличии большого
количества потомков, помогающих в старости.
На родине солидарной системы, в Германии, в 1900 году граждане в возрасте
старше 65 лет составляли лишь 4% населения. В 1930-м число пожилых людей
выросло до 5,39%, в 1950-м — до 10,5%, в 2000м пенсионеры составляли уже 16,3%
населения, а в 2010-м — четвертую часть всего населения. Сейчас на одного
немецкого пенсионера приходится чуть меньше двух работающих. Для сравнения: в
нашей стране это соотношение уже примерно 1 к 1,14. А в 2025 году, по прогнозу
ООН, число получающих пенсию и уплачивающих пенсионные взносы украинцев
сравняется.
Германия уже десять лет последовательно реформирует пенсионное страхование:
ограничивая размер пенсий по возрасту, повышая пенсионный возраст (последний
раз — в 2007 году) и всячески стимулируя переход к персональному накоплению
средств на старость. В Украине над всем этим пока только размышляют.
Печальные перспективы
По большому счету, шанс относительно безболезненного реформирования
отечественной пенсионной системы был упущен в начале десятилетия, когда на
одного пенсионера приходилось двое работающих, а пенсионные выплаты не
превышали 8–9% ВВП.
Как бы это цинично ни звучало, но последние 10–15 лет украинская система
пенсионного страхования жила не по средствам: рост пенсий опережал и рост ВВП,
и рост зарплат. Пенсии стабильно повышались перед каждыми выборами, после чего
прорехи ПФ латались за счет бюджетного финансирования. В итоге к 2010 году
пенсионные выплаты в Украине выросли до 18% ВВП — максимальный показатель в
Европе. В таком режиме система может просуществовать еще пять-десять лет, после
придется повышать отчисления в ПФ, снижать пенсии или объявлять ПФ банкротом.
Эксперты Аналитико-совещательного центра Голубой ленты ПРООН/ЕС по заказу
Минтруда подсчитали, что при сохранении нынешней ставки сбора в ПФ к 2025 году
средняя пенсия уменьшится с нынешних 40–42% средней зарплаты до 35%. Еще один
вариант подразумевает сохранение нынешней пропорции пенсии и средней зарплаты
за счет повышения страховых взносов. В этом случае отчисления в ПФ вырастут с
35% фонда оплаты труда до 40% в 2025-м и до 50% в 2050 году.
В первом случае за чертой бедности окажется 99% пенсионеров. Во втором — на
грань выживания будет поставлено практически все трудоспособное население,
поскольку с учетом подоходного налога и отчислений в соцфонды суммарное
налогообложение зарплат превысит 70% и будет неуклонно расти.
Кстати, оба варианта предполагают ежегодный рост государственных дотаций
Пенсионному фонду, расходы которого к 2031 году увеличатся как минимум до 400
млрд грн в год, что соответствует примерно половине всего нынешнего ВВП
Украины.
- Опубликовано на сайте: 26.11.10
- Автор: Владимир Хомяков
- Источник: Контракты
Источник: http://Контракты |